Среди всех патологий, аутизм у детей (синдром Каннера) занимает отдельное положение. Данное нарушение нельзя назвать заболеванием. По своей сути – это комплекс расстройств моторики и речи, который приводит к нарушению процесса социального взаимодействия малышей с окружающими. Выявить нарушение бывает проблематично, однако существуют характерные признаки.
Причины аутизма у детей
Определить точные причины аутизма врачам не удается до сих пор. В большинстве случаев медики указывают на наличие сразу нескольких факторов, которые способны были спровоцировать расстройство. Среди возможных стимулов, вызывающих нарушение, необходимо выделить:
- модификации в генном аппарате ребенка;
- органические поражения нервной системы: аномалии развития головного мозга, энцефалит;
- нарушение работы эндокринной системы, приводящее к гормональным сбоям;
- воздействие на организм вирусных и бактериальных инфекций;
- частое использование антибактериальных препаратов;
- отравление ртутью;
- воздействие химических агентов на материнский организм во время беременности.
Формы аутизма
Синдром аутизма имеет различные проявления и симптомы, которые могут варьироваться и зависят от возраста ребенка, особенности его раннего развития. При оценке клинической картины, формы проявления нарушения, врачи определяют тип и стадию патологического процесса. В соответствии полученным результатам, принимая во внимание возможные причины развития аутизма, делается заключение о проведении необходимой терапии, разрабатывается план социализации, адаптации ребенка в обществе. Среди возможных форм аутизма принято выделять:
- ранний аутизм (развивается до 1 года);
- поздний (симптомы появляются после 3 лет и а школьном возрасте);
- атипичный – имеет нестандартные симптомы и признаки.
Ранний детский аутизм
Симптомы расстройства возникают уже на первом году жизни малыша. Детский аутизм в такой форме тяжело поддается диагностике, и большинство мам просто не обращают внимания на возможные его проявления, считая их за особенности поведения ребенка, проявления его характера. Для синдрома Каннера наиболее характерно:
- отсутствие зрительного контакта с ребенком – малыш не смотрит в глаза маме, когда она общается с ним;
- привязанность к матери отсутствует – ребенок не плачет и не проявляет недовольства, когда мама уходит;
- улыбки на лице малыша – редкое явление;
- возникает задержка речи – к году малыш не гулит, чаще молчит;
- проявление агрессивности ребенка в отношении других малышей, сверстников, отсутствие стремления к контакту с ними;
- интерес к игрушкам отсутствует – ребенок чаще играет с одной, знакомой ему игрушкой.
Атипичный аутизм
Заболевание аутизм в этой форме характеризуется тем же нарушением коммуникативных навыков, ограниченностью интересов, отставанием в развитии. Разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития, проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем всегда (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выражены, не заметны на первый взгляд.
Аутизм у детей – признаки, симптомы
Признаки аутизма настолько разнообразны, что у 2 разных детей могут проявляться по-разному. Это часто затрудняет диагностику нарушения на ранних этапах – определяется аутизм у детей преимущественно на этапе социализации (при поступлении в детский сад или школу). Среди всех существующих признаков нарушения, врачи чаще выделяют:
- Нарушение речи. Определенная часть ребят с данным диагнозом не разговаривают вообще, некоторые – отстают в речевом развитии от своих сверстников. До 1 года малыши не гулят, редко издают звуки, которые зачастую похожи. К 2 годам они имеют малый словарный запас (15-20 слов), а в 3 года способность к комментированию слов, составлению простых предложений – отсутствует. Однако аутисты способны часто повторять одни и те же слова, подобно эху, придумывают собственные слова.
- Аутизм у детей характеризуется отсутствием самоопределения – ребята говорят о себе в третьем лице, не используют в речи обращений и личных местоимений.
- Полное отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Такие дети не тянутся на руки, не улыбаются, часто малыши сопротивляются попыткам родителей приласкать, обнять их. По поведению похожи на глухих и слепых – дети не отличают родителей от других, не обращают внимания на тех, кто обращается к ним.
- Нарушения в процессе социализации. Находясь в коллективе, среди сверстников, малыш испытывает сильный дискомфорт, у детей постарше возникает чувство тревоги. Если кто-то обращается к ним, они часто убегают и прячутся, стараясь избежать контакта. Ребята не умеют играть со сверстниками, не могут строить дружеские отношения, предпочитая уединение.
- Приступы агрессии. Неудача, расстройства часто перерастают в гнев, сопровождающийся истерикой, физической атакой. Агрессия может быть направлена не только на других, но и на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Заподозрить аутизм у детей врачи могут уже просто на наблюдениям за играющим ребенком. Ребята с данным нарушением не знают, и не умеют играть с игрушками. Чаще используется лишь один излюбленный предмет, порой – деталь или часть игрушки.
- Стереотипное поведение, боязнь перемен. Дети с аутизмом имеют склонность совершать на протяжении длительного времени однообразные действия: повторяют несколько раз одно слово, бегают по кругу, раскачиваются со стороны в сторону, вертят в руках что-то. Для ребят характерно компульсивное поведение – приверженность установленным правилам и распорядку.
Диагностика аутизма
Выставить диагноз «аутизм» врачи могут только на основании комплексного исследования, включающего оценку поведенческих и приспособительных навыков ребенка. Предположить наличие расстройства мама может и самостоятельно, зная, как проявляется аутизм. Подозрения должны возникнуть при одновременном наличии сразу трех симптомов:
- проблемы в процессе социального взаимодействия;
- нарушение коммуникативных способностей;
- наличие повторяющихся, стереотипных поведенческих привычек.
Для точной диагностики расстройства аутизм, симптомы которого описаны выше, выявления формы и тяжести нарушения, нейропсихологи проводят исследование, опираясь на критерии 2 международных классификаций психических расстройств:
- МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.);
- DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorder) – справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.
Тест на аутизм
Стоит отметить, что симптомы аутизма у детей периодически могут появляться и исчезать. При этом отдельные критерии патологического поведения могут фиксироваться и у здоровых ребят. Для выявления риска развития патологии синдром Каннера, симптомы которого перечислены выше, используются специальные тесты. Результаты проведенной проверки не могут применяться в качестве основания для выставления диагноза. Подобного рода исследования проводятся исключительно специалистами, которые в своей практике используют:
- M-CHAT–тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – проводится малышам в возрасте 16-30 месяцев;
- CARS – рейтинговая шкала аутизма у детей, используется для обследования детей двух-четырех лет;
- скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей 6-16 лет.
Аутизм у ребенка – что делать?
Когда у ребенка по результатам предварительного обследования предполагают аутизм или синдром Каннера, мама не должна впадать в панику, а дожидаться результатов полного обследования. Большую роль при раннем выявлении нарушения играет и самостоятельная диагностика мамой расстройств, путем наблюдения за поведением малыша, отношению его к окружающим людям. Обнаружив один из описанных выше признаков или симптомов, необходимо обратиться к участковому педиатру, который при необходимости направит к специалисту.
Лечение аутизма
Ребенок–аутист требует повышенного внимания со стороны родителей и врачей. Единой схемы терапии данного расстройства не существует, поэтому каждый конкретный случай рассматривается отдельно. Среди существующих методик и реабилитационных программ необходимо выделить:
- «Прикладной анализ поведения»;
- «Игровое время»;
- ТЕАССН.
Данные методики основаны на обучении детей определенным поведенческим сценариям, активном общении с ними. При этом, степень коррекции нарушения, сглаживания проявлений, напрямую зависит от старания родителей ребенка – насколько правильно они будут следовать рекомендациям и указаниям специалистов. Работа с такими ребятами должна проводится комплексно: дома, в кабинете психиатра, в школе или дошкольном учреждении.
Как воспитывать ребенка с аутизмом?
Скорректировать легкий аутизм, уменьшить его проявления родители могут и самостоятельно. При этом действия близких и родных должны предполагать:
- Прививание ребенку необходимых жизненных навыков, на основе частого повторения одинаковых действий.
- Установление и постоянное соблюдение распорядка дня, исключение резкой смены обстановки, привычек малыша.
- Налаживание частых эмоциональных контактов: брать ребенка на руки, ласкать, играть с ним.
- Соблюдение перерывов между занятиями и общением – необходимо ребенку давать возможность побыть наедине.
- Регулярное выполнение с малышом физических нагрузок – это снимает стресс, укрепляет организм.
- Поощрение инициативы ребенка к выполнению любимых действий.
Ребенок–аутист в образовательном пространстве
Зачастую ранний аутизм диагностируется непосредственно в детском саду. При этом воспитатели в таком случае должны уделять больше внимания ребенку с расстройством. Врачи придерживаются практики совместного обучения аутистов с обычными детьми. Образовательный режим этих ребят должен иметь стадиальность – возможность перехода от облегченной формы обучения к усложненной.
Ребенок–аутист в детском саду
Ребенок–аутист в садике по своему поведению и восприятию окружающей действительности, отличается от своих сверстников. Задача воспитателей и няни состоит в адаптации учебного материала, проработке вспомогательных методик обучения для родителей. С помощью них мама может дома подготовить ребенка к предстоящему занятию, чтобы он стал равноправным участником учебного процесса. Структурированное обучение и визуальная поддержка являются обязательными составляющими.
Ребенок–аутист в школе
Больные аутизмом ребята нуждаются в создании особых условий. Возможность такого ребенка пребывать в коллективе обусловлена уровнем развития не интеллектуальных, а адаптивных функций. При подготовке детей с аутизмом к обучению, уделяют внимание социальному и психомоторному развитию, и только затем – формированию школьных навыков. Наличие интереса к окружающим, чувства доверия, облегчает состояние ребенка.