Главная > Развитие и воспитание ребенка > Обучение и развитие > Развитие связной речи у дошкольников

Развитие связной речи у дошкольников

развитие связной речи у дошкольников

Нередко родители упускают тот факт, что формированию развитию связной речи у дошкольников нужно помогать. Ведь малыш не всегда может самостоятельно заметить свои ошибки в построении пока еще простейших предложений. Ему нужно объяснять и рассказывать, что, и как звучит правильно.

Виды связной речи

Всю связную человеческую речь можно разделить на два основных вида:

  • монологическая речь – образный и весьма эмоциональный тип речи. Во время монолога мысли у ребенка должны быть четкими и сосредоточенными;
  • диалогическая речь – тут предложения односложны, но при этом хорошо наполнены интонациями и междометиями. Развивая у ребенка диалогическую речь, нужно уделить особое внимание его умению быстро адаптироваться к ситуации и уметь ясно формулировать вопросы, а также давать на них ответы.

Обучение детей связной речи

Специально для дошколят психологами была разработана методика развития связной речи, которая является полезной не только для языка, но также и для развития логического мышления, и даже фантазии у детей. Самые доступные и популярные среди родителей средства для развития связной речи – это многочисленные игры и сказки. Причем подобрать подходящий способ можно для любого детского возраста. Мы же, в свою очередь, расскажем вам об основном смысле и общих правилах таких игр, а также расскажем вам несколько полезных и не сложных упражнений.

Игры на развитие связной речи

Для самых маленьких хорошо подойдут игры, которые будут связаны с описанием предметов или игрушек. Ребенок должен уметь описывать элементарные признаки: большой - маленький, круглый - квадратный, мягкий - твердый и пр. Когда ребенок овладеет такими навыками определения, можно переходить к более сложным похожим заданиям, в которых потребуется добавлять больше прилагательных.

Также, собираясь на прогулку, рассказывайте ребенку истории и планы этой прогулки. На улице фантазируйте с ним, описывая окружающие предметы, пусть ребенок учится комментировать то, что видит. Придя домой, вместе с малышом начните вспоминать и пересказывать то, что он видел, находясь на улице. Помогите ему рассказать об этом.

Еще одной очень полезной, а также хорошо развивающей игрой, может стать игра в сравнения. Она немного похожа на первое, приведенное нами упражнение. Пусть ребенок сравнит голоса животных, размер предметов, форму, твердость и пр.

Задания для автоматизации звуков в связной речи

Очень часто маленькие дети, даже научившись произносить отдельные «сложные» звуки, по-прежнему продолжают пропускать их в словах, либо заменяют на другие. Так происходит, потому что ребенок пока еще не научился автоматизировать данные звуки в своей связной речи. Для того чтобы звук удалось удачно ввести в речь ребенка, придется постараться и автоматизировать его.

Как всегда, начинать обучение малыша нужно с малого. В данном случае то, что нас волнует - это слоги. После того, как ребенок научиться произносить «проблемный» звук в отдельных слогах, можно перейти к словам, а уж после и коротким предложениям. Главное не торопиться. Когда малыш сможет четко и внятно повторять то, что раньшеигры на развитие связной речи не получалось, то постепенно, можно переходить к употреблению этого звука в связной речи.

Для каждой такой «проблемной» буквы имеется своя специальная методика, разработанная логопедами. При помощи упражнений на шипение, рычание и др. ребенок учится произносить сложный для него звук. Вот только родители, со своей стороны должны ответственно подойти к данному заданию. При необходимости можно обратиться к детскому врачу, который научит вас подходящим для вашего случая упражнениям, либо направит на консультацию к логопеду.