Если до 2-х лет малыши неразборчиво лопочут или практически все время молчат, то по достижении этого возраста начинается активизация речевого центра в мозгу. Обычно к концу 2-го года жизни запас крохи насчитывает от 200 до 400 слов, которые он умеет употреблять относительно правильно. Речевое развитие детей 2-3 лет должно постоянно отслеживаться родителями, так как именно в этом возрасте формируется корректное произношение сложных звуков.
Особенности и нормы речевого развития детей 2 3-х лет
Главным нюансом речи малышей в описываемый период является ее зависимость от жестов и действий.
По сути, в первые несколько месяцев 2-го года жизни кроха разговаривает только в ответ на предложения или вопросы взрослых и для получения желаемого. Это еще не полноценная звуковая речь, а мимический и жестикуляторный способ общения, имеющий звуковые элементы.
С середины 2-го года жизни ребенок начинает говорить по собственной инициативе, а также задает вопросы о предметах («что это?»).
К 3-ем годам малютка уже интересуется качеством объектов и причинно-следственной связью («а как?», «почему?»), кроме того, в данном возрасте кроха способен строить предложения. Теперь он разговаривает не только для получения желаемого (на ручки, покушать, на горшок), но с целью вербального общения.
Диагностика речевого развития детей 2 3-х лет
Родители часто пытаются оценить развитие своего ребенка, сравнивая его со сверстниками. Такой подход ошибочен, ведь каждый малыш познает мир по-своему, с комфортной для него скоростью.
Чтобы выяснить, насколько уровень развития крохи соответствует нормам, достаточно обратить внимание на то, что должен уметь малютка в возрасте 2-3-х лет:
- Понимать простые фразы и предложения, просьбы и вопросы на бытовом уровне.
- Разучивать или запоминать некоторые слова их коротких стишков и песенок.
- Составлять фразы из 2-4 слов.
- Здороваться и прощаться.
- Формулировать элементарные просьбы (на горшок, кушать, на ручки).
Как улучшить речевое развитие в 2-3 года?
Помочь малышу лучше понимать речь и пользоваться ею на данном этапе довольно просто. Родителям нужно чаще разговаривать с крохой, не сюсюкая и не коверкая слова, произносить их внятно, четко и правильно, составлять максимально короткие и понятные предложения и фразы.
Полезно выполнять какие-то бытовые действия, параллельно комментируя их: «Берем стакан, наливаем воду, пьем». Аналогично можно пополнить словарный запас ребенка, называя предметы, а также их характеристики во время прогулки.
Также логопеды рекомендуют проводить обучение в игровой форме, рассказывая крохе ритмичные стишки с одновременным совершением действия («сорока-ворона», «ехали медведи», «ладушки»).