Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны. Объясняется это тем, что речевая и двигательная зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. Соответственно тренировка пальцев стимулирует развитие речи и способствует подготовке кисти к письму.
Работу по развитию моторики следует начинать как можно раньше. Совсем крошечному малышу можно массировать пальчики, оказывая таким образом воздействие на активные точки, имеющие свое представительство в мозге. Отличными средствами формирования тонких движений рук у детей дошкольного возраста являются:
- пальчиковые упражнения, сопровождаемые чтением потешек и стишков;
- привлечение детей к выполнению действий по самообслуживанию: застегивание – расстегивание пуговиц, застежка туфелек, шнурование и пр.;
- изобразительная деятельность, ручной труд;
- игровые упражнения с предметами.
Особое место отводится упражнениям с игрушками и предметами для тренировки мелких мышц пальцев. В качестве материала используются счетные палочки, пуговицы, бусины и пр.
Дидактические игры с прищепками
В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия.
Сенсорные упражнения с прищепками
Для развития сенсорики используются преимущественно прищепки основных цветов: зеленые, желтые, красные, синие, которые очень просто приобрести в магазине.
«Цветные коробки»
На боковые части однотипных картонных коробочек приклеиваются цветные кружки. Используются прищепки четырех основных цветов. Малышу предлагается прикрепить к краям каждой коробки прищепки соответствующего цвета. Позже можно внести элемент соревнования.
«Выстроим заборчики»
В игре для детей используются прищепки четырех цветов и соответствующего цвета картонные полоски. Малыш делает «штакетник», цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Можно усложнить задание, чередуя прищепки.
«Цветной круг»
В игре, предназначенной для детей 4 – 5 лет, закрепляются основные и промежуточные цвета и одновременно знание цифр и счета. Если не удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствующих цветов.
Логопедические игры с прищепками
Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков.
«Поможем маме»
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.
«Разговор животных»
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
- Ква-су, ква-су нам сюда!
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
Подойдут и другие подобные четверостишия.
Игры для развития воображения
Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками.
При помощи прищепок можно разыгрывать сценки и рассказывать сказки.
Занятия с прищепками давно проводятся в логопедических группах. В последнее время они обретают популярность в работе с детьми групп общего назначения и при домашнем обучении дошколят.