Главная > Развитие и воспитание ребенка > Обучение и развитие > Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Родители школьников нередко жалуются, что дети не садятся за домашнее задание без напоминания или отказываются выполнять его без присутствия мамы или папы рядом. В таких ситуациях важно не спешить с наказанием, а сначала попытаться выяснить причину проблемы, изучить корректные способы, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Подготовка домашнего задания играет важнейшую роль в психологическом развитии и воспитании детей, ведь она прививает им чувство ответственности, личностной целостности и автономности.


Почему ребенок не делает уроки самостоятельно?

Каждый человек сугубо индивидуален, и не важно, сколько ему лет, 7 или 17. Поэтому и причин, по которым школьники не желают выполнять домашние задания, очень много. Следует учитывать не только личные особенности малыша, его характер и эмоциональный склад, но и внешние обстоятельства, степень дополнительной загруженности, количество обязанностей по дому.

Основные факторы, из-за которых ребенок не хочет самостоятельно делать уроки:

  • страх неудачи или не оправдать ожидания;
  • непонимание материала;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • высокая тревожность;
  • синдром дефицита внимания;
  • гиперактивность.

В 3-х первых случаях с проблемой можно справиться самостоятельно. Остальные ситуации требуют профессиональной помощи, необходимо обратиться к детскому психотерапевту и невропатологу.

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

После выяснения причины нежелания или неспособности выполнять домашние задания, следует помочь школьнику обрести уверенность в своих силах и привить ему чувство ответственности. Это можно сделать следующим образом:

  1. Составить график. Необходимо вместе с ребенком разработать режим, даже изобразить его наглядно, как расписание, согласно которому после школы и дополнительных секций он пообедает, немного отдохнет (около 1-1,5 часов) и сядет за уроки. Желательно, чтобы время для начала выполнения домашних заданий всегда было одинаковым.
  2. Оборудовать рабочее место. Школьнику должно быть максимально удобно сидеть, читать и писать. Дополнительно можно предложить ребенку организовать учебные материалы: с одной стороны стола заранее складывать учебники и тетради, с помощью которых он будет делать уроки, на другую перемещать уже выполненные задания.
  3. Обозначить сферы ответственности. Необходимо четко объяснить малышу, что успехи и неудачи в школе являются последствием исключительно его решений и действий. Учеба нужна не маме и не папе, а ребенку, так как она определяет степень его интеллектуального развития и будущие возможности. Нелишним будет рассказать, каковы перспективы при различных вариантах успеваемости.
  4. Ослабить контроль и снизить планку требований. Любой человек, даже взрослый, допускает ошибки, поэтому не нужно каждый раз ругать или одергивать школьника из-за помарок или эпизодов невнимательности. Лучше позволить ребенку закончить работу и предложить ее перепроверить. Если он не найдет ошибку самостоятельно, мягко указать на нее, но одновременно похвалить за труд.
  5. Уделять достаточно внимания. Конечно, не стоит все время «сидеть над душой» или «разжевывать» малышу задания, делать ребенок не делает уроки самостоятельноуроки за него. Просто необходимо всегда откликаться на просьбу о помощи, не забывать хвалить школьника и поощрять стремиться к большему.

При этом важно помнить – как бы вы ни старались заставить ребенка делать уроки самостоятельно, нельзя прибегать к «дрессуре». Поощрения только в виде искренней похвалы являются правильным подходом. Не стоит покупать дорогие подарки или выдавать деньги за выполненные домашние задания.