Младенчество и ранний детский возраст (до трех лет) является самым ответственным временем в жизни каждого малыша. Ведь современными учеными доказано, что до 40% полученной в течение всей жизни информации, человек получает именно в детстве. Развитие детей раннего возраста не может быть успешным без вмешательства извне – родителей и педагогов. Ведь современные требования жизни и ее реалии диктуют нам уже совсем иные правила, чем это было во времена нашего детства, когда первоклассники впервые начинали изучать буквы и цифры.
Сейчас такой ребенок, с которым не проводится дополнительно раннее развитие при помощи различных методик, заметно проигрывает своим сверстникам по уровню умственного развития. А потому ответственным родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы вырастить из крохотного малыша счастливую и гармоничную личность.
Особенности развития детей раннего возраста в том, что они воспринимают информацию в игре. Ведь малыша сложно удержать на месте больше пяти минут, его не усадить за парту, чтобы внушить азы различных наук.
Удачней всего воспитание и развитие маленьких деток происходит как бы мимолетно. Мама комментирует свои действия, находясь рядом с малышом, рассказывает об окружающих предметах и явлениях, даже если кажется, что ребенок этого пока не понимает. На самом деле это не так – все сказанное взрослыми как бы записывается на пленку в мозгу ребенка, и эта информация становится базовой на всю жизнь.
Для примера можно взять воспитанников дома малютки, у которых в большинстве стоит диагноз задержка развития. Происходит это не потому, что малыши больны, а из-за того, что ими никто не интересуется, не читает им сказок, не проводит элементарных бесед на общие темы, а ведь это так важно в раннем возрасте.
Речевое развитие детей раннего возраста
Разговаривать с малышом нужно с самого рождения. Слыша, знакомый голос он начинает постепенно понимать его интонацию, а в последствие и слова родных. Так формируется пассивный словарный запас. К окончанию первого года жизни малыши активно гулят, знают различные слоги, а некоторые и простые слова.
Для гармоничного развития речи требуется, чтобы и умственное развитие детей раннего возраста стимулировалось при помощи разнообразных игр и методик. Особенно хорошо влияет на это развитие мелкой моторики. Недаром говорят, что ум ребенка на кончиках пальцев.
Чем больше внимания уделять различным методам развития моторики, тем быстрее ребенок заговорит, и будет строить свою речь правильными согласованными словосочетаниями, а впоследствии и предложениями.
Развитие личности ребенка раннего возраста
Родителям стоит помнить, что их малыш – маленькая личность со своими привычками и взглядами на жизнь. А потому не следует подавлять развитие индивидуальности – ее наоборот, следует поощрять.
Различные возрастные кризы, которые доставляют много хлопот уставшей маме, просто необходимы ребенку, ведь без них он будет послушным закомплексованным роботом без искры индивидуализма, а разве этого мы желаем своему малышу? Малыш должен на определенном этапе осознать себя личностью, отдельной от мамы, а это всегда болезненный процесс для его психики.
Дети раннего возраста - весьма любопытные существа, и их познавательное развитие от этого только выигрывает. Пытливый ум способен на невероятные достижения. Ребенок буквально на лету схватывает самую разнообразную информацию, которую уже в школьном возрасте освоить гораздо сложней. Вот почему ранний возраст так хорош для получения всевозможных интересных фактов об окружающем мире, его устройстве и месте ребенка в нем.
Эмоциональное развитие ребенка
Психическое здоровье детей раннего возраста очень зависит от развития эмоциональной сферы. Малыш с первой минуты своего появления на свет должен чувствовать себя нужным и любимым. Ведь дети очень ранимы и чувствительны и фальшивое к себе отношение отличают очень хорошо, но это не самым благоприятным образом влияет на них.
Следует оградить эмоциональную сферу ребенка от серьезных потрясений в виде ссор, скандалов и даже чрезмерно повышенного голоса. Малыш может замкнуться в себе и потребуется длительная корректировка его состояния для нормализации психического здоровья.